Я являюсь малым предпринимателем и мне хотелось бы изложить мой взгляд на те сложности, с которыми сталкиваются малые предприниматели. Несмотря на пессимистичное название (краткость - сестра таланта), я разместил и предложения по развитию малого бизнеса.
Любые качества/случаи небольшой/новой компании раздуваются до уровня ужасной проблемы. Мое решение: рассказ о своем бизнесе, что я периодически и делаю.
Для небольшого издания достаточно сотрудничества с 1-2 крупными клиентами, несколькими средними и несколькими и более маленькими клиентами. Работу с этими компаниями-клиентами (прежде всего – крупными клиентами) блокируют и стараются перевести на себя. Без решения этой проблемы малый бизнес – как ведро с дырявым дном, сколько ни лей – почти все выльется.
Определенные организации внедряют сотрудников в мою компанию для изучения обстановки, бизнеса и обучения.
Восприятие ситуации: кто не с нами – тот против нас. Повышение прозрачности малого бизнеса значительно увеличивает его уязвимость вплоть до банкротства. У меня есть предположение, что проблема №2 вытекает из проблемы №4.
На конструктивную критику некоторые крупные компании обижаются словно «кисейные барышни», сами придираются к пустякам.
Замена реальной поддержки малого бизнеса словами о том, что конкуренция должна быть конкурентной и прочими словами-лозунгами. Хотя эта власть поддерживает и малый бизнес тоже.
Обычно эти компании по разным каналам узнают, в чем сложности отношений со стороны малого бизнеса, а затем в аффилированных СМИ говорят, что «именно к этому (перечисляя сложные моменты) мы отношения не имеем», или, наоборот, переворачивают все в позитивное русло и сообщают в СМИ какие они хорошие. Или они просто сообщают о сложностях в СМИ, как будто это их оценка ситуации, и они хотят ее изменить. Но дальше слов дело не заходит.
Да, в первые годы работы моей газеты я вел себя довольно жестко с некоторыми крупными компаниями, но лишь потому, что их сотрудники не проявляли достаточного (по сути – нормального) уважения ко мне и моему бизнесу, создавали те или иные проблемы из этого списка.
Если некоторые крупные компании на многое реагируют с нытьем, истериками и словесной агрессией, то это считается нормой. Если я, как представитель малого бизнеса, в 90 случаях из 100 отвечу дипломатично, в 5-ти случаях отшучусь и несколько раз отвечу резко, то меня назовут скандалистом.
Крупное издание и другое крупное издание «2 в 1» (с каналом продаж для рекламодателя в виде крупного агентства недвижимости, которое владеет этим изданием, то есть клиент в этом издании получает не только возможность найти клиентов с помощью рекламы, но и возможность найти клиентов с помощью продаж недвижимости клиента агентством недвижимости) имеют значительные преимущества перед небольшим изданием, а если к этому еще прибавить черный PR в адрес последнего, подозрительность в отношении малого бизнеса в связи с его небольшой прозрачностью и другие проблемы, перечисленные здесь, то для него получается мягко говоря «неблагоприятная ситуация».
Как решить эту проблему я пока точно не придумал. Возможно, нужно ввести ограничения для крупных изданий, в том числе аффилированных с крупными агентствами недвижимости или поддержку для небольших изданий.
Игнорирование некоторыми крупными компаниями знания/факта того, что молодым компаниям свойственно быть более дерзкими, смелыми. Новые компании выглядят молодыми и дерзкими не потому что им хочется показать себя крутыми и не потому что они какие-то радикалы, а потому что в самом начале всегда больше ошибок, и они принимают более рискованные решения, чем компании с устоявшимся бизнесом. Молодые компании также, как правило, не имеют опыта, связей, денег, сотрудников (того, другого или всего сразу). В самом начале обычно получается, что, сколько ни просчитывай и скольким не запасайся, все равно сложится как в поговорке «нищему жениться – ночь коротка». Оттого и первые блины комом.
А основой игнорирования некоторыми крупными компаниями этого знания/факта являются то, что некоторые крупные компании не желают впускать на свой рынок молодые компании, хотя это рынок и для других компаний тоже, а не удел самоназванной «элиты».
А может, некоторые крупные компании просто не знают о том, что молодые компании часто представляются более дерзкими и совершают больше ошибок?
У некоторых крупных компаний довольно хорошо налажена работа с приемом на работу, обучением и вхождением в рабочий процесс новых сотрудников и эти компании прекрасно понимают все эти процессы и сложности и идут навстречу новичкам. А работа новых сотрудников очень сильно напоминает работу новых компаний или новых направлений в компаниях. Этим компаниям они не идут навстречу, они их клеймят, говорят какие они плохие, при этом совершенно не стесняясь, копируют те нововведения, за которые молодых и дерзких публично осуждают. И, значит, игнорирование некоторыми крупными компаниями знания/факта того, что молодым компаниям свойственно быть более дерзкими, смелыми – это целенаправленная работа по дискредитации малого бизнеса или отдельных малых компаний.
Повторяю утверждение из первого пункта: любые качества/случаи небольшой/новой компании раздуваются до уровня ужасной проблемы.
При этом многие из них сами убегают «при первой же опасности». В итоге малый предприниматель перестает даже вести переговоры с этими «смельчаками», а они от обиды начинают обобщать и говорить о плохом отношении малого предпринимателя ко всем крупным компаниям, хотя речь идет на самом деле только о некоторых крупных компаниях.
Когда я занимался консалтинговым бизнесом, мне многие мои потенциальные клиенты рассказывали даже о личных проблемах (с определения проблем, целей и задач и начиналось общение с любым клиентом в моем консалтинговом бизнесе) и о влиянии их на бизнес, а некоторые крупные компании сферы недвижимости Тюмени даже из-за какой-нибудь ерунды «заводятся с пол-оборота», «греются» (очень сильно нервничают, закатывают истерики, а иногда и переходят в словесную агрессию), а потом удивляются почему с ними я не общаюсь. Чтобы не травмировать их нежную психику я стараюсь избегать какой-либо критики в их адрес, но в основном пытаюсь не общаться с ними вообще. В итоге эти люди, которые представляют собой 0,01% (цифра метафоричная, то есть их не больше нескольких десятков человек) от всех людей сферы недвижимости Тюмени (но при этом часть из них – это владельцы и руководители крупных компаний этой сферы), начинают говорить, что я замкнутый или не могу за себя постоять. А я просто ничего не объясняю им, раньше пытался, но потом понял, что они так и не могут слезть со своих пьедесталов и нормально общаться.
Поэтому я решил сотрудничать с оставшимися 99,99% людей, с которыми возможен нормальный диалог. Другое дело, что эта «элита» вредит этому диалогу.
Тем не менее, я отправляю свои предложения по улучшению условий для малого бизнеса.
а не выбирать нейтральную позицию, или, что еще хуже, не вставать на сторону тех, у кого ресурсов итак в 100, а то и в 1000 раз больше, но кто при этом прячется за ширмой прозрачности или жалуется, что он бедный и несчастный, притом, что он на самом деле владелец крупной компании. А прозрачная компания сейчас часто воспринимается как безопасная и порядочная, и крупные компании этим часто пользуются, а малый бизнес часто представляется как не заслуживающий внимания, а иногда – как подозрительный и опасный!
И уж тем более я предлагаю региональной власти не заниматься рассказами на тему «ты сюда не ходи, ты туда ходи, в снег башка попадет, больно будет». Это и без них ясно даже ежику в тундре!
с помощью разных форм: от круглых столов, конференций, форумов до интернет-общения. Например, насколько мне известно из СМИ, подобное общение запланировано в Минэкономразвития.
в предпринимательском сообществе (крупный, средний и малый бизнес) и решать сложные, в том числе конфликтные ситуации, а не прятаться (как региональная власть в этом случае) от проблем по принципу «сам дурак».
На данный момент ситуация напоминает скорее притчу о слоне и слепых, каждый из которых описывает в пределах своего окружения (!) свою часть слона.
Часть предложений-решений размещены в общем списке проблем (до заголовка Предложения), например, в пунктах 1, 10 и других.
Примечание.
Везде, где сказано «некоторые крупные компании», подразумеваются некоторые крупные компании сферы недвижимости Тюмени, с другими крупными компаниями других сфер и других городов таких проблем не было и нет.
Мне нравятся компании разных размеров и сфер деятельности, какие-то – больше, какие-то – меньше, но больше интересен сейчас – малый бизнес.
Эти факторы часто действуют для малого бизнеса, иногда – для среднего и реже – для крупного.
Речь идет о полноценных компаниях, а не о компаниях-спойлерах, которые имитируют видимость конкуренции, «перебивая» ваши предложения/контракты/связи.
Даже если этих людей не так много – от нескольких до нескольких десятков.
Многим людям эта свобода нравится. У малого бизнеса обычно нет глупых правил! В крупном бизнесе большие размеры требуют большего количества правил и в силу этого среди многого необходимого появляется много ненужного. Одно дело – договориться с одним начальником – самим собой, например, другое – с несколькими десятками.
Клиентов, партнеров, сторонних наблюдателей, которые будут работать с вами даже при скромных, нулевых или отрицательных (!) результатах. Им ведь может «достаться» за то, что они поддерживают «непрестижную» компанию. Они, видимо, рассуждают так: «Ему, малому предпринимателю сейчас сложно, но мы все равно с ним, мы ему поможем». Думаю, это происходит, потому что мы живем в России!
По моим наблюдениям, иногда количество сочувствующих/симпатизирующих может достигать 90% от всех людей, с которыми вы работаете!
Цена, качество, сервис и т.д. Обратите внимание, эти факторы у меня не на первом месте.
Конечно, я преувеличил ситуацию в примере для яркости.
На чемпионате мира по футболу в Бразилии: